сентябрь 27, 2016

Маркетеры или маркетологи — кто нужен компании

Предприниматель Андрей решил пригласить в компанию маркетолога. Разместил объявление и получил десятки резюме. Кто-то представился маркетологом, кто-то — маркетером. Андрей засомневался, отличается ли один специалист от другого. Если да, то кто нужен компании. Давайте разбираться вместе.

Название специальности зависит от личных предпочтений

Почитатели Игоря Манна убеждены, что маркетолог — это теоретик, практик же маркетинга — маркетер. Если человек успешно привлекает и удерживает клиентов работодателя, то имя ему — маркетер и никак иначе.

Я же не вижу острой необходимости плодить термины и делить специалистов на теоретиков и практиков. Поэтому использую слово «маркетолог» как более привычное, устоявшееся и распространенное.

Слово «маркетер» режет слух. Не нравится оно и моему текстовому редактору: каждый раз предлагает заменить на «мушкетер».

в поисковой выдаче Google слово «маркетолог» встречается в 41 раз чаще, чем «маркетер»
В поисковой выдаче Google слово «маркетолог» встречается в 41 раз чаще, чем «маркетер».

Орфографический словарь Лопатина допускает оба названия профессии. Поэтому специалист по маркетингу может указать в резюме как «маркетолог», так и «маркетер». Ошибки не будет.

Хороший маркетолог — хороший теоретик

Если оба варианта названия профессии допускаются, то казалось бы вопрос закрыт. Но здесь начинается самое интересное — мотивы выбора менее популярного названия.

Сталкивался с тем, что словом «маркетер» не только разграничивают сферы занятости (ВУЗ, исследовательский центр или коммерческое предприятие), а выражают принципиальную — несколько пренебрежительную — позицию по отношению к теоретическим знаниям. Встретите подобное — будьте настороже.

— Доктор, а что такое пролапс митрального клапана?
— Не знаю, я кардиохирург-практик. Теория — это в мединститут. А я давайте лучше покажу, какие аккуратные разрезы делаю.

Практика связана с теорией так же сильно как поведение человека — с сознанием. В основе действий — система знаний, установок и идей. Без «примесей» такой информационной модели практическая деятельность — в норме — встречается лишь у ребенка на ранних стадиях развития, когда он ощупывает и пробует на вкус предметы.

И маркетер, и маркетолог в своих действиях отталкиваются от теории. Всегда. Вопрос лишь в том, насколько эта теория полна, адекватна ситуации и насколько умело специалист может ее использовать.

Если в отделе маркетинга работает теоретик — хорошо. А если хороший теоретик — еще лучше. Нет ничего практичнее хорошей теории.

При выборе маркетолога оценивайте уровень профессионального мышления

Объем знаний и количество лет в профессии не всегда верно отражает профессионализм маркетолога. Полезнее ориентироваться на уровень развития профессионального мышления.

Рассказывая о бюджете отдела маркетинга, одни обращают внимание на то, сколько средств ушло в интернет, на печать каталогов, рекламу на радио. Другие объясняют, какую долю бюджета направили на стимулирование продаж, повышение осведомленности о бренде, развитие отношений с клиентами. И это принципиально разный уровень мышления.

Услышите, что маркетолог инициировал редизайн сайта, — поинтересуйтесь, что стояло за этим решением, почему он не вложился, например, в контекст или email-рассылку. Вы можете выявить как слепое следование трендам, так и глубокий анализ статистики посещаемости сайта.

Вопросы о смысле действий — одни из важнейших на собеседовании маркетолога.

Если на собеседовании проверяете знание терминов и правила расчета показателей, вы оцениваете память. Важнее понять, как человек использует профессиональные знания и опыт при анализе проблемной ситуации, где расставляет акценты, что и почему предлагает использовать.

Вы лучше поймете качество мышления, если предложите «разобрать» нестандартные для маркетолога темы и ситуации. Как пример приведу видео, на котором Джейсон МакКью рассказывает о маркетинговом решении проблемы терроризма.

Джейсон рассматривает террористов как людей, которые привержены бренду — экстремистской концепции. Подобно тому, как КокаКола не нанимает спецназ для борьбы с конкурентами, вопрос борьбы с терроризмом следует перевести в плоскость восприятия. Мы должны проводить маркетинговые кампании и продвигать преимущества «своего товара».

Следует показать изъяны бренда «терроризм». До сочувствующих экстремистам людям донести мысль, что нет ничего героического в убийстве ребенка. Говорить не от имени правительства или общественных деятелей. Для террористов они — носители «конкурентной» идеи, и им не поверят. Поверят пострадавшим. Чем больше людей осознают суровые последствия террористических актов для обычного человека, тем меньше у бренда «терроризм» будет «доля рынка».

Резюме:

  • Специалист по маркетингу может называться как «маркетолог», так и «маркетер». Название не отражает уровень профессионализма.
  • Услышите «маркетер» — попросите объяснить значение слова. Для кого-то использование «маркетер» — осознанное и выстраданное решение, для другого — подражание авторитету или же оправдание пробелов в знаниях.
  • На собеседовании оцениваете уровень профессионального мышления: выясняйте смыслы за принятыми решениями, интересуйтесь маркетинговым видением жизненных проблем и ситуаций.

 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями передачи данных