Разработка маркетинговой стратегии: как не проиграть

13 сентября 2016

Чем профессиональнее у вас сотрудники и сплоченнее коллектив, тем выше риск неправильных, фатальных для бизнеса решений. В статье вы узнаете, почему так происходит и как этому противостоять. Если разрабатываете маркетинговую стратегию или выводите на рынок новые продукты — прислушайтесь к рекомендациям.

Риски самостоятельной разработки маркетинговой стратегии

В 1986г. американцы запустили шаттл «Челленджер». На второй минуте полета он взорвался, погибло семь астронавтов. Позже комиссия выяснила, что сотрудники NASA проигнорировали признаки серьезной технической проблемы, которая и вызвала катастрофу.

Полет готовили не дилетанты, а профессионалы. И они закрыли глаза на конструктивные просчеты челнока и на неподходящие для запуска погодные условия. Почему? Объяснение нашли в исследованиях психологических процессов, возникающих в группе.

Психологи обнаружили, что чем сплоченнее и слаженнее работает коллектив, тем выше вероятность переоценки правильности решений группы, ниже уровень рефлексии и критического мышления. Феномен назвали «огрупплением мышления».

Чем значимее общая цель, напряженнее условия работы, тем сплоченнее группа и тем выше риск утраты чувства реальности.

Групповая динамика в коллективе NASA и в вашей компании подчиняется одним законам. В угоду единомыслия отбрасываются сомнения, недооцениваются трудности и проблемы, принимаются слабые решения.

Чтобы не стать очередной иллюстрацией темы «огруппление мышления» и разработать сильную маркетинговую стратегию:

  • поощряйте разнообразие взглядов во время дискуссий;
  • целенаправленно ищите доказательства противоположной точки зрения;
  • периодически дробите участников совещаний на группы, а потом соберите всех вместе и выявите разногласия;
  • подключайте к коллективному обсуждению независимых экспертов.

Польза независимого маркетолога

Сталкивался с мнением, что стратегией должны заниматься лишь собственники бизнеса, что привлекать к ее разработке внешних консультантов — глупость. Теперь вы понимаете, что с независимым маркетологом у компании больше шансов принять сильные решения.

Находиться внутри системы и осознавать, что вы перестали реалистично оценивать происходящее, не всегда удается. Через 17 лет после «Челленджера», когда казалось бы правильные выводы сделаны и профилактические меры должны быть приняты, «огруппление мышления» вызвало новую катастрофу — гибель челнока «Колумбия». Расследование показало, что сотрудники NASA необоснованно преуменьшили значимость повреждения обшивки шаттла и при входе в атмосферу Земли челнок распался на части.

Вывод: если вы создаете и выводите на рынок новый продукт, пересматриваете маркетинговую стратегию, используйте независимого маркетолога для «заземления».

Приглашайте сторонних экспертов на совещания. Попросите их оспорить взгляды сотрудников, задавать вопросы, делиться сомнениями. Или же поручите работать над стратегией или продуктом параллельно, а потом сравните конечные выводы.

Опыт предприятий

Интуитивно некоторые предприниматели стремятся получить взгляд и оценку бизнеса со стороны. Поделюсь примерами.

pro-trade
Компания «Pro-Trade». Занимает лидирующую позицию на рынке офисной мебели в РБ. Два последних года я участвовал в стратегических сессиях в качестве приглашенного эксперта.

axamit
Группа компаний «Axamit». Для клиентов из Северной Америки, Европы, Австралии, СНГ разрабатывает Интернет/Интранет приложения, а также корпоративные решения для автоматизации и управления внутренними бизнес-процессами компании. В качестве независимого маркетолога участвовал в обсуждении маркетинговой стратегии. Помог увидеть коммуникационную политику компании «глазами новичка». Именно такой взгляд помогает расширить область развития. Каждый знает, что последовало, когда Лобачевский рассмотрел исходные понятия геометрии без общепринятого багажа установок.

giperlink
Интернет-агентство «Гиперлинк». Разрабатывает сайты и интернет-магазины. Сертифицированный партнер 1С-Битрикс. Пригласили на обсуждение разработанной маркетинговой стратегии и сразу же обозначили роль — «внешний критик».

Пока вы внутри компании вынашиваете и обсуждаете маркетинговые планы, ваши конкуренты, возможно, уже получают обратную связь от приглашенных экспертов.


 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных