июль 31, 2015

Лучшее время для стратегии

Не первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда директора, прикрываясь кризисом, откладывают работу над маркетинговой стратегией предприятия. Для меня это равносильно оставлению штурвала корабля капитаном во время шторма. Или как если бы Ставка Верховного Главнокомандования осенью 41-го разошлась по домам, потому как информация с фронта каждый день новая, немцы воюют нечестно, стабильности нет, мало времени для детей, любимых друзей и чтения.

Вопросы стратегии — вне зависимости от экономических циклов — это те вопросы, к которым следует возвращаться на постоянной основе. Иначе будет не система, а эпизодическая авральная маркетинговая (или же стратегическая) активность. И эффективность такой активности в долгосрочном плане низка.

Есть ли какое-либо благоприятное время для анализа и корректировки стратегии развития компании? Мне кажется есть. И это время — время кризиса и неопределенности.

Значимый компонент построения стратегии — оценка внешней среды. Успешна та компания, которая функционирует в оптимальном соответствии с внешней средой. Поэтому в основе правильной стратегии лежит глубокое понимание рынка. И такого понимания следует добиваться в ситуации кризиса и непредсказуемости. Т.е. сама ситуация подталкивает к исследованию клиентов, конкурентов, корректировке способов достижения целей и анализу возможностей. Как говорят боксеры, держите глаза открытыми, а то пропустите самое интересное.

правило боксера

Предсказуемое и некризисное время — время действий, нежели рефлексии и стратегии. Когда на мелководье много рыбы, то не требуется оттачивать мастерство рыбака. Здесь следует действовать и как можно быстрее руками перебрасывать рыбу на берег. А вот когда глубоко и рыбы мало, то здесь уже пора и о рыбацких хитростях подумать. Если продажи растут ежемесячно в геометрической прогрессии, то вопросы развития бренда, отстройки от конкурентов не столь актуальны. А когда рынок замирает или сужается, то вопрос восприятия клиентами вашей торговой марки играет одну из главных ролей. Ведь сознание клиента — это и есть реальность рынка.

Как капитан познается в шторм, так и маркетинг — в кризис. Кто-то на все вызовы отвечает скидками. А кто-то отталкивается от стратегии, адресно работая с целевой аудиторией, и его сложнее напугать очередным кризисом в стране.

 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями передачи данных